Как работают ксеноновые фары

Принципиальное отличие автомобильной ксеноновой светотехники от фар-«галогенок» заключается в светящемся элементе: излучает свет не вольфрамовая спираль, раскаленная электрическим током, а находящееся под электрическим разрядом облачко инертного газа.

Вообще-то, газоразрядные осветительные системы в технике применяются давно и широко — в морских прожекторах, в авиации, в кинопроекционном оборудовании. Фотовспышка в «мыльнице», кстати, также представляет собой пример газоразрядной технологии. Но в автомобильной светотехнике ксеноновые лампы начали использовать лишь в середине девяностых годов и только после того, как были решены некоторые технические проблемы и подготовлены необходимые стандарты.

«Ксеноновый свет» достаточно просто выглядит на бумаге . Стеклянная оболочка лампы заключает в себе газ ксенон и два электрода с изоляторами. Если приложить к электродам ток напряжением 10—20 тысяч вольт, то в газовой среде возникнет дуговой разряд, сопровождающийся интенсивным выделением света. «Поджечь» ксенон технически несложно — с этой задачей справляется высоковольтный элемент зажигания. Однако, чтобы лампа тут же не погасла и продолжала светить непрерывно, вслед за электрическим импульсом на ее электроды необходимо подать переменный ток меньшего напряжения (около 85 вольт) — необходимое питание обеспечивает весьма сложный балластный модуль, работающий в саморегулирующемся режиме.

В настоящий момент используется «ксенон» двух стандартов — с лампами D2S и D2R. Первые предназначены для фар так называемого проекционного типа — свет от лампы концентрируется эллиптическим отражателем и фокусируется в направленный пучок с помощью линзы. Вторые применяют в фарах традиционного типа с параболическим отражателем и обычным стеклянным рассеивателем . Взаимозаменяемыми лампы не являются. Поскольку в конструкции проекционной фары уже предусмотрен теневой экран для предотвращения ослепления встречного транспорта, то в самой лампе D2S его нет (в лампе D2R экран присутствует обязательно).

Обе реализации «ксенонового света» не отличаются дешевизной. Но если с ценой ламп еще можно смириться ($75—120 за штуку), то для оправдания цены всей системы ($800—1300) нужны, как вы понимаете, весьма веские аргументы. И они есть.

Во-первых, «ксенон» долговечен — лампочки стабильно работают 1500—2000 часов. Во-вторых, ксеноновые лампы очень экономичны — с 35 ватт подведенной электрической мощности снимается вдвое более мощный световой поток, чем с 55-ваттной «галогенки». В-третьих, газоразрядную технику отличает высочайшая интенсивность свечения и спектр, близкий к солнечному, — используя «ксенон» только для ближнего света, фактически получаешь «дальний» (световой луч «бьет» на 300—400 метров и отлично освещает удаленную обочину). В-четвертых, луч ксеноновой фары намного точнее сфокусирован и потому не ослепляет (можете проверить сами: встречный ксеноновый свет с непривычки немного раздражает и отвлекает, однако он вам абсолютно не мешает отчетливо видеть свою часть дороги). Просуммируйте сказанное и вы поймете, почему «ксенон» дорогого стоит — он гарантирует максимальную безопасность на дороге в темное время суток. Когда, по статистике, и случаются те самые страшные 60 процентов ДТП.

This entry was posted in Ксенон как работает and tagged , . Bookmark the <a href="http://xenon-f1.ru/kak-rabotayut-ksenonovye-fary/" title="Permalink to Как работают ксеноновые фары" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.